Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева
Приемная комиссия
place385000, Адыгея Республика, г. Майкоп, ул. Советская, д. 168
Общая информация
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Адыгейский педагогический колледж имени Х. Андрухаева
place385000, Адыгея Республика, г. Майкоп, ул. Советская, д. 168
О колледже
За 90 лет в стенах учебного заведения было подготовлено более 15 тысяч специалистов, среди которых известные государственные деятели, ученые, писатели, учителя и воспитатели для школ и дошкольных образовательных учреждений, культпросветработники, художники и спортсмены. Воспитанники педтехникума Хусен Андрухаев, Айдамир Ачмизов, Даут Нехай, Кимчерий Бжигаков стали Героями Советского Союза. Имя выпускника, поэта Хусена Андрухаева, учебное заведение носит с 1967г.
Адыгейский педагогический колледж имени Х. Андрухаева
Соломко Е.А., г. Майкоп
Писатели Адыгеи в годы
Великой Отечественной войны
История Великой Отечественной войны поистине неисчерпаема. Её глубокое изучение имеет теоретическое и практическое значение. Страницы истории, повествующие о героизме и самоотверженности советских людей в годы войны, служат примером в патриотическом воспитании.
Особое место среди всех социальных групп, принимавших активное участие, как на фронтах Великой Отечественной войны, так и в тылу, занимает интеллигенция. Её вклад в победу определяется не только материальными ценностями. Большую роль интеллигенция страны сыграла в подъёме патриотических чувств граждан. Именно она стала проводником политики партии и правительства СССР. В годы войны вместе с рабочим классом и крестьянством она отдавала все свои силы и знания на борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Но что собой представляла интеллигенция и, в частности региональная в рассматриваемый период, как можно определить её значение и роль в обществе? Ведь именно интеллигенция в исторической и философской литературе характеризовалась как особый социальный слой, для представителей которого квалифицированный и высококвалифицированный труд является основным видом профессиональной деятельности и единственным источником средств к существованию. Работа интеллигента функционально связана со сложным умственным трудом, либо в материальном производстве, либо в области культуры, науки, просвещения, здравоохранения, а также обороны страны. К интеллигенции относят как специалистов имеющих высшее образование, так и выдвиженцев-практиков, выполнявших обязанности специалистов и приобретающие необходимый объем знаний в процессе труда, а также путём самообразования. Одним из основных направлений деятельности интеллигенции в годы войны стала агитационно-массовая и пропагандистская работа. Их выступления в печати, по радио, на митингах и собраниях жгучим проблемам “текущего момента” войны были проникнуты главными общественно-политическими идеями своего времени. Они разоблачали реакционную сущность фашистской идеологи, рассовую теорию превосходства германской нации, внутренюю и внешнюю политику фашистского государства, укрепляли веру в победу, советский патриотизм, интернациональное сотрудничество. Все общегосударственные тенденции находили отражение на местном , региональном уровне. Немало славных страниц в героическую летопись Великой Отечественной войны вписала и интеллигенция Адыгеи. Сотни её представителей с первых дней войны добровольно вступили в ряды Красной Армии, народное ополчение и партизанские отряды.
Многие проявили доблесть и отвагу. Около 15 тысяч фронтовиков Адыгеи награждены орденами и медалями, 25–ти присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Среди них Хусен Борежевич Андрухаев (1920 – 1941г.г.) – первый Герой Советского Союза из адыгов, первый Герой из советских писателей. С 1939 года он служил в рядах Красной Армии. По окончанию военно-политического училища в 1941 году Хусен Борежевич был направлен политруком роты в 136-ю стрелковую дивизию. Андрухаев выступил инициатором снайперского движения.
8 ноября 1941 года у села Дьякова тогдашней Ворошиловградской области (ныне Луганской) Х. Андрухаев принял свой последний бой. Жители этого села помнят героя, дружат с земляками поэта. Об этом – отрывок из стихотворения А. Андрухаевой-Дауровой “Мой брат”:
В селе Дьяково, на Украине,
Стало дорого всем твоё имя.
Кровь твоя, на высотке пролитая,
Породила дружбу великую.
И оттуда в аул твой родной
Приезжает народ трудовой.
Х. Андрухаеву установлены памятники: в ауле Шовгеновском, где родился поэт (там же находится мемориальный музей), и в селе Дьяково, где он совершил подвиг. Имя Х. Б. Андрухаева носят педагогический колледж при Адыгейском госуниверситете, улицы, школы. Установлены республиканские журналистские и молодёжные именные премии Героя. Вклад поэта в литературу был отмечен премией имени Н. Островского.
Снайперская винтовка Хусена Борежевича была вручена лучшему снайперу фронта, боевому товарищу Андрухаева Николаю Ильину, Герою Советского Союза. Н. Ильин погиб, винтовку повредило осколком. Она была списана и отправлена в музей.
Киримизе Хаджемусович Жанэ (1919-1983г.г.), создавший взволнованную поэму о своем друге юности Хусене Андрухаеве, сам был участником Великой Отечественной войны. Начал боевой путь в июне 1941 года двадцатидвухлетним выпускником Краснодарского учительского института.
Поэт – танкист создал в годы войны много стихов о мужестве воинов – освободителей, о вере в победу и дружбе народов, сплотившихся в дни грозных испытаний.
В 1944 году К.Х. Жанэ был тяжело ранен. После демобилизации он работал в областной газете, создавал художественные произведения. За участие в Великой Отечественной войне, за трудовые и творческие успехи писатель награжден двумя орденами и многими медалями.
Имеют боевые награды и другие адыгейские писатели – фронтовики. Юсуф Ибрагимович Тлюстен (1913 – 1998) — заслуженный работник культуры РСФСР, народный писатель Республики Адыгея в годы Великой Отечественной войны, а начал он воевать с сентября 1941-го, был комиссаром батальона, корреспондентом фронтовой дивизионной газеты. За боевые заслуги Ю.И. Тлюстен награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени и десятью медалями.
В романах писателя “Немеркнущий свет”, “Подкова счастья” показана мужественная борьба народа против фашистов, трудности послевоенного восстановительного периода, с любовью созданы образы положительных героев, готовых на подвиг во имя Родины.
Счастливо складывался у Юсуфа Ибрагимовича довоенный период жизни. Печататься начал в 1935 – м году, с этого периода по 1938-й год работал заведующим отделом областной газеты “Социалистическая Адыгея”, затем возглавлял сектор фольклора Адыгейского научно – исследовательского института языка, литературы и истории.
Издал несколько произведений: “Аминат” (1936), “Путь открыт”(1938), “Адыгейские новеллы”, “Нальмэс”(1939).
Осуществлению многих дел и планов писателя помешала война. Смог их он осуществить только после победы. В1949 году Ю.И. Тлюстен выпустил в Майкопе сборник “Адыгейские пословицы”, а ведь в Адыгее работа по собиранию фольклора активно велась в довоенный период.
Перед Великой Отечественной войной многие литераторы, ученые – лингвисты, педагоги были на творческом подъеме.
В 1941 году была опубликована лирическая повесть писателя ”Мой старший брат”. А.К. Евтых печатался с 1935 года, был членом Союза писателей Российской Федерации с 1938 – го, с 1939 по 1941 год – преподавателем–консультантом Адыгейской студии при государственном театральном институте имени А.В. Луначарского в Москве.
Аскер Кадырбечевич Евтых (1915-1999) – народный писатель Адыгеи, участник Великой Отечественной войны – был награжден орденом Отечественной войны II степени, многими медалями.
Алексей Яковлевич Кожемякин (1919-1989) перед войной окончил Московский институт журналистики, писать художественные произведения начал с 1940 года, затем находился в действующей армии, являлся корреспондентом фронтовой газеты.
Писательница Натхо Довлетхон Магомчериевна (1913-1953) в 1938 году поступает на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства в Москве, но война помешала закончить его. С 1943 Москве, но война помешала закончить его. С 1943 года Д. М. Натхо работает в Адыгейском областном драматическом театре помощником режиссера, актрисой, руководит драматической группой при Адыгейском государственном ансамбле песни и танца.
В 1941 году вышла в свет “Грамматика адыгейского литературного языка” Н.Ф. Яковлева и Д.А. Ашхамафа.
Доктор филологических наук, профессор АГУ К. Меретуков пишет: “Начало Великой Отечественной войны прервало плодотворную научно-педагогическую деятельность Д.А. Ашхамафа. По состоянию здоровья он не мог с оружием в руках бороться против немецко-фашистских захватчиков. Даут Алиевич тяжело переживал временную оккупацию. После изгнания фашистов из родной Адыгеи, он с большим энтузиазмом взялся за свою любимую работу.”
Даут Алиевич Ашхамаф (1897-1946), первый адыгейский ученый – лингвист, фольклорист, в 1943 году сразу после освобождения г. Майкопа, 10 февраля, приступает к работе в учительском институте. До последнего дня своей жизни (23 июля 1946 г.) доцент Д. А. Ашхамаф работал заведующим кафедрой русского языка и литературы Майкопского Учительского института. Даут Алиевич в 1944 г. составил букварь адыгейского языка, на адыгейском языке вышли его учебники для 1-4-х классов.
Некоторые писатели сочетали научную и творческую деятельность на протяжении многих лет, собирали культурные ценности адыгейского народа.
И сегодня лучшим памятником литераторам являются художественные произведения, книги, память народная о тех, кто сражался против захватчиков, в трудные дни не остался в стороне, был со своими соотечественниками в самых суровых испытаниях.
Писатели всегда жили жизнью своего народа, они тесно связаны со своей землей. Когда началась Великая Отечественная война, большинство адыгейских писателей ушло на фронт, литераторы с оружием в руках встали на защиту Отчизны. С победой, с орденами и медалями вернулись домой Мурат Паранук, Аскер Евтых, Юсуф Тлюстен, Дмитрий Костанов, Гиса Схаплок, Киримизе Жанэ, Аскер Гадагатль, Хазрет Ашинов, Павел Резников, Алексей Кожемякин все они продолжили творческую деятельность.
Родина никогда не забудет адыгейских литераторов, павших смертью храбрых на полях сражений, погибших в тылу от рук захватчиков, — Героя Советского Союза Хусена Андрухаева, Адылгирея Уджуху, Дышеча Тугуза, Халида Уджуху, Сафербия Кошокова, Рашида Меркитского, расстрелянного в ауле Натухай в 1942 году фашистами. Их имена навсегда сохранятся в благодарной памяти народа. Сведения о погибших писателях включены в недавно изданный биографический справочник “Писатели Республики Адыгея”.
Много замечательных произведений создали бы поэты, если бы остались живы, проявили бы себя в разных сферах жизни.
Оружием и своими произведениями боролись писатели Адыгеи с врагом, приближали победу. Они и другие представители интеллигенции внесли в нее весомый вклад.
Адыгейский педагогический колледж имени Х. Андрухаева
Организовано в г. Краснодаре в 1925г. постановлением Адыгейского
облисполкома с последующим утверждением НК просвещения РСФСР как
Адыгейский педагогический техникум.
В 1937г. преобразован в педучилище и переведен в г. Майкоп.
Училище имело два стационарных отделения: адыгейское и русское очное
школьное и заочное школьное отделения, которые существовали с 1929г. по
1954г. В 1954г. заочное отделение переведено в Усть — Лабинское
педагогическое отделение.
В 1966г. в училище открыты три отделения: дошкольное,
художественно-графическое и физического воспитания.
Главной задачей училища являлась подготовка квалифицированных учителей
начальных классов.
Приказом Министра образования РФ от 27.02.1995г. №91 педучилище
преобразовано в Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева.
Уставы училища.
Копии приказов, распоряжений Азово-Черноморского краевого,
Краснодарского краевого отделов народного образования по
производственным вопросам, их переписка.
Приказы директора по производственным вопросам и личному составу.
Протоколы заседаний педсовета, общего собрания студентов заочников,
заседаний государственной комиссии по распределению молодых
специалистов, окончивших педучилище.
Штатные расписания. Сметы расходов по бюджету и спецсредствам, на
административно-хозяйственные расходы.
Планы учебно-воспитательной и спортивно-массовой работы, работы курсов
по подготовке учителей начальных классов при педучилище и отчеты об их
выполнении, проведения тематических вечеров. Замечания и предложения по
учебным планам, программам и учебникам.
Годовые отчеты по учебной работе, преподавателей, по основной
деятельности. Годовые бухгалтерские отчеты. Годовой отчет по бюджету и
спецсредствам. Статистические отчеты о численном составе рабочих и
служащих педучилища, о проделанной работе, о ходе приема и результатах
экзаменов, местного комитета о профсоюзном членстве, социалистическом
соревновании, культурно-массовой работе.
Акты обследования состояния учебно-воспитательной работы и инспекторских
проверок педучилища, ревизий финансово-хозяйственной деятельности.
Контрольная книга по педучилищу и базовой школе №4. Главная книга.
Финансовые отчеты местного комитета.
Заявления, автобиографии, аттестаты и справки по приему учащихся. Копии
удостоверений об окончании училища.
Адыгейский педагогический колледж имени Х. Андрухаева
385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Советская, д. 168
Тип учебного заведения
университет – имеет широкий спектр направлений обучения. Готовит специалистов для самых разных видов деятельности. Ведет серьезную научно-исследовательскую деятельность;
академия – выпускает специалистов, обычно, для одной отрасли хозяйства. Пример: сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и т.п.
институт – обучение ведется по одной специальности. Научную деятельность, институт, ведет по собственному усмотрению. Пример: педагогический институт.
колледж – реализует программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки. Срок обучения в колледже составляет 3 года (по некоторым специальностям – 2 года), и 4 года – по углубленной подготовке.
техникум – реализует программы среднего специального образования базового уровня. Срок обучения составляет 3 года, а по некоторым специальностям 2 года. В советское время техникумы назывались училищами.
В России существуют следующие формы собственности учебных заведений: государственные (муниципальные, федеральные);
негосударственные (учредители — юридические или физические лица).
Независимо от формы собственности, все аккредитованные учебные заведения имеют равные права на выдачу дипломов государственного образца и отсрочку от призыва на срочную военную службу.
При поступлении в учебное заведение всегда спрашивайте лицензию.
Лицензия – документ, дающий право учебному заведению (вузу, филиалу вуза, ссузу) вести образовательную деятельность. Каждая лицензия имеет свой номер и дату выдачи. В приложении к лицензии указываются все специальности, по которым учебное заведение имеет право готовить специалистов. Без лицензии деятельность образовательного учреждения является незаконной. Ее обязаны иметь как негосударственные , так и государственные вузы.
Если при поступлении в филиал вуза вам показывают лицензию головного вуза, то знайте – это не правомерно. Каждый филиал должен иметь отдельную, «свою» лицензию.
Если вы не нашли в приложении к лицензии код специальности, на которую собрались поступать, значит обучение по этой специальности будет проходить незаконно.
Если вам вообще не предъявили лицензию, то лучше в такой вуз не поступать!