Калачинский аграрно-технический техникум

Калачинский аграрно-технический техникум

Калачинцы наверняка обратили внимание на то, что на карте района появилось учебное заведение с новым названием – аграрно-технический техникум, образованный на базе профессионального училища № 41. Какие изменения ожидаются в связи с обретением нового статуса – об этом мы беседуем с директором Калачинского аграрно-технического техникума А. А. ЧЕРНЯКОМ.

— Александр Алексеевич, правда ли, что новое учебное заведение возникло в результате объединения ПУ-41 и Калачинского филиала учебного центра «Ориентир»?

— Как такового объединения и быть не могло, ведь «Ориентир» – это автономное учебное заведение, а ПУ-41 – бюджетное. В течение нескольких месяцев «Ориентир» работал на нашей территории, распоряжение о закрытии их филиала вступило в силу с 26 марта. Это обусловлено получением нами лицензии, согласно которой ПУ-41 из учреждения начального профессионального образования перешло в учреждение среднего профессионального образования. А учащиеся «Ориентира» могут сделать выбор: перевестись в головное учебное заведение в Омске, в другое учебное заведение или завершить учебу у нас – сегодня мы принимаем 19 человек по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет» и «Право и организация социального обеспечения».

В начале января зарегистрированы документы, на днях мы получили лицензию, и с первого сентября приступаем к работе в новом статусе. Многие профессиональные училища города Омска прошли такую реорганизацию, среди сельских – мы первые.

— Что это значит – работа в новом статусе?

— Как и ранее, в рамках системы начального профессионального образования мы планируем набор без вступительных экзаменов по тем профессиям, которым мы обучали и ранее: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, сварщик, портной, продавец, контролер-кассир, электромонтер по ремонту сельскохозяйственного оборудования.

В рамках же системы среднего профессионального образования будем вести прием по очной и заочной формам обучения: на базе 11 классов — по результатам ЕГЭ, на базе 9 классов – по результатам государственной итоговой аттестации или вступительных экзаменов. Кроме тех специальностей, по которым обучаются студенты «Ориентира», предполагается набор групп по специальностям «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Механизация сельского хозяйства», «Сварочное производство», «Страховое дело». На эти шесть специальностей есть лицензии.

Наше учебное заведение получило статус техникума и сегодня именуется так: бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Калачинский аграрно-технический техникум». То есть если ранее выпускники получали профессию, то теперь у них есть возможность получить специальность.

Смена статуса образовательного учреждения – процесс нелегкий. Это и тщательная работа с документами, и улучшение материальной базы — приобретение нового оборудования для обучения по новым специальностям, и подготовка лабораторий для практических занятий. Аудитории нуждаются в оснащении современными техническими средствами: мультимедийным оборудованием и интерактивными досками. Все это значительно улучшит учебный процесс.

— А возможности педагогического коллектива соответствуют новому статусу?

— У нас достаточно стабильный преподавательский состав, 90 проц. имеет высшее образование, один преподаватель, Валентина Ивановна Тараник, – ученую степень кандидата педагогических наук. Есть люди, готовые вести предметы для обучения по новым специальностям – правоведы, экономисты. С 2011-2012 учебного года мы начали учебный процесс по новым федеральным государственным стандартам, согласно которым срок обучения на базе 9 класса сократился до двух лет шести месяцев. Изменение учебных планов, рабочих программ – все это нам по силам. Трое опытных преподавателей влились в наш коллектив в результате объединения с Оконешниковским профессиональным училищем.

С 1 сентября 2011 года кадровый состав обновился почти на 40 проц. Самые благоприятные отзывы сегодня о молодых специалистах: социальном педагоге и преподавателе обществознания Татьяне Куропятник, преподавателе спецдисциплин Валентине Лозовой, психологе Веронике Удод, преподавателе физкультуры Татьяне Кейвабу. Есть, конечно, и проблемы – сегодня нуждаемся в преподавателе иностранного языка, но думаю, что к началу учебного года найдем и его.

— Какие еще проблемы влечет за собой смена статуса?

— В первую очередь, это жилищная. При увеличении набора предполагается только на первый курс набрать 170-175 человек. Не исключено, что наш техникум будет популярен и среди абитуриентов близлежащих районов, и тогда встанет вопрос об общежитии. Три-четыре года назад в двух наших корпусах проживало немного учащихся, и, экономя бюджетные средства, мы вынуждены были оставить лишь один. В оставшемся сейчас корпусе пригоден для жилья лишь второй этаж, первый нуждается в капитальном ремонте.

— Немаловажен и вопрос трудоустройства будущих специалистов. Каковы у вас сейчас отношения с работодателями?

— Проблема в том, что все хотят готового специалиста. К сожалению, еще нередки случаи, когда практикант выполняет роль «мальчика на побегушках».

Согласно новым стандартам, работодатель должен участвовать в процессе подготовки специалистов. Правда, есть организации, где практикантам предоставляют работу по будущей специальности, – это Калачинский завод строительных материалов, ОАО «Омский бекон», ЗАО «Плодопитомник Лисавенко», ООО «Осокино», ЗАО «Куликовское» и другие. Хотелось бы и от них получать конкретный социальный заказ – готовить таких специалистов, которые им нужны. И тогда все будут довольны.

— В общем, планы на ближайшее будущее самые оптимистичные?

— Конечно, ведь повышение статуса произошло по нашей инициативе при поддержке районной администрации. Думаю, что и молодежь нашего района тоже оценит преимущества получения среднего специального образования дома – ведь не у всех есть возможность и желание учиться в Омске.

«За жизнь и трезвую Сибирь!»

ОМСК. — 15-16 мая на базе медицинского колледжа транспортного строительства в рамках проекта «Межрегиональный областной фестиваль добровольческих инициатив молодёжи «За жизнь и трезвую Сибирь!»» состоялось финальное мероприятие. Организаторами фестиваля выступили Региональная общественная организация «Трезвый Омск», Автономная некоммерческая организация «Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ» при поддержке Омской митрополии, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства культуры, Министерство по делам молодежи, культуры и спорта.

Номинация фестиваля «Трезвение ради защиты жизни и семьи» выделяет несколько направлений:

— программы оказания помощи по вопросам наркотической, алкогольной, никотиновой зависимости;

— массовые профилактические акции в поддержку трезвого образа жизни;

— программы по профилактике аддиктивного поведения.

Изначально, на участие в проекте изъявило желание 21 команда из учреждений профессионального образования Омской области:

БОУ СПО «Омский авиационный колледж имени Н. Е. Жуковского», БОУ СПО «Омский техникум высоких технологий машиностроения», Сибирский институт Бизнеса и Информационных Технологий, БОУ СПО «Омский техникум мясной и молочной промышленности», БОУ СПО «Омский музыкально-педагоги-ческий колледж», БОУ СПО «Омский технологический колледж», Волонтерский центр ОГИС «Синергия», Молодежный отдел Омской Епархии РПЦ МП; БОУ СПО «Калачинский аграрно-технический техникум»; БОУ СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса»; Профессиональные училища: №12, №16, №17, №21, №22, №26, №30, №40, №47, №51, №65.

21 апреля прошла предварительная защита социальных проектов в рамках фестиваля «За жизнь и трезвую Сибирь!». Свои проекты представили 9 команд:

БОУ СПО «Омский авиационный колледж им. Жуковского»;

БОУ НПО ПУ № 17 (Щербакульский р-он);

БОУ НПО ПУ № 65 (с.Седельни-ково);

БОУ СПО «Омский музыкально-педагогический колледж»;

БОУ СПО «Калачинский аграрно-технический техникум»;

БОУ СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса»;

Волонтерский центр ОГИС «Синергия»;

Молодежный отдел Омской Епархии РПЦ МП.

Ребята показали проекты, которые они уже воплотили в жизнь и, по проведении которых уже видны результаты. К этому делу участники подошли осознано, понимая, что в первую очередь должны сами вести трезвый образ жизни.

В итоге в финал вышли следующие команды добровольцев:

1. БОУ НПО ПУ № 65 (с. Седельниково);

2. БОУ СПО «Омский авиационный колледж им. Жуковского»;

3. БОУ СПО «Калачинский аграрно-технический техникум;

4. БОУ СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса»;

5. Молодежный отдел Омской Епархии РПЦ МП.

В рамках конкурсной защиты своих проектов ребята предлагали разные формы с работы информацией об опасностях вредных привычек.

Слово членам экспертного совета: С.В.Чеснокову (г.Москва), Е.Н.Бородиной (г. Омск):

«По пяти критериям оценивались пять проектов. Ребята основательно подготовились к защите проектов, в презентациях отражена большая предварительная работа.

Необходимо отметить, что работа над проектами – это возможность не только творчески проявить себя и публично защитить свой проект. Воспитательным фактором в данном случае становится сам процесс создания проекта, когда юноша, девушка фактически с этого небольшого шага по достижению поставленной цели учится выстраивать свою жизнь как последовательность, а затем и как систему проектов. Ведь умение выявить проблему, препятствующую именно в данный момент полноценной жизни, поставить цель, определить сроки ее достижения и ощутить радость от полученного результата – все это делает молодого человека уверенным в своих силах, формирует в его сознании образ будущего, создает устойчивость к неизбежным возрастным и ситуативным кризисам, а также – к разного рода зависимостям, основной причиной которых в наши дни является бегство от неконтролируемой, неструктурируемой, бесцельной и бесперспективной (так это представляется сегодняшней молодёжи) реальности в виртуальный, иллюзорный мир алкоголя, наркотиков, компьютерных игр и отрешенного блуждания в Интернете.

Именно поэтому хочется выразить благодарность организаторам данного мероприятия РОО «Трезвый Омск» (которое само по себе является полноценным педагогическим проектом), руководителям учреждений профессионального образования, кураторам команд и, конечно же, ребятам, проявившим и упорство, и разносторонние способности и смелость при защите собственных проектов.

Недоумение порой вызывали стандартные научно-педагогические формулировки, в большей мере свойственные педагогическим программам, а не молодёжным работам. Конечно же, кураторам очень хотелось помочь, научить ребят сделать качественный, научно обоснованный проект, но нельзя забывать (и проект-победитель подтверждают это), что только тогда проект молодёжи будет эффективным и реально реализуемым, когда помощь куратора будет ограничена рамками методики педагогической поддержки, опирающейся на инициативу и самостоятельное творчество ребят, когда их совместная работа станет основой для укрепления молодёжно-взрослой со-бытийной общности.

Важно донести до ребят понимание, что проект – это конкретное и очень значимое коллективное действие, имеющее четкую цель, определенные сроки ее достижения и пусть небольшой, но реально осязаемый результат.

Необходима методическая работа с кураторами, обучение их методике составления как собственных педагогических, так и молодёжных проектов. Но это – в перспективе. А сейчас можно только выразить уважение и благодарность неравнодушным взрослым, которым небезразлично будущее молодежи Омской области.»

Победителем Областного фестиваля добровольческих инициатив «За жизнь и трезвую Сибирь!» стала команда «Позитив» БОУ СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса» (директор Гурбо Николай Михайлович, куратор Казак Светлана Викторовна)

Наталья Неделько, руководитель Проекта, сопредседатель РОО «Трезвый Омск»: «Ребята, участники проекта, активно работали в мастер-классах по социальному проектированию, в предпроектных мероприятиях, проявляли большой интерес, знакомились с научными фактами, задавали и отвечали на вопросы, просматривали видеоролики, презентации, опыты. То, что из 21 команды были представлено девять проектов, говорит о том, что т подобная работа в Омской области только начинается, что тема трезвости – это тема новая. Поэтому, необходимо проводить обучающие семинары, курсы для кураторов команд и по вопросам формирования добровольческого движения внутри образовательного учреждения, по вопросам социального проектирования молодёжных проектов, и по вопросам трезвости. У нашей организации есть программы по всем трём направлениям. И если нам удастся достигнуть договорённости с Министерством образования Омской области, то обучающие курсы для преподавателей и учителей по всем трём направлениям будут запущены в новом учебном году. Для ребят, мы готовы организовать летнюю школу-слёт по тем же трём направлениям с активными формами обучения, на что имеем благословение Митрополита Владимира и предварительные договорённости с Омской Митрополией.»

И всё же, глубокую искреннюю благодарность выражаем всем педагогам, которые несмотря на отсутствие подобного опыта, и не хватку времени, тем не менее сумели довести ребят до определённого результата, в нашем случае-создания социального проекта.

Надеемся, что у ребят появилось желание продолжать работу по теме «Трезвость», создавать молодёжное движение за здоровый образ жизни.

Поощрительные призы предоставили Министерство по делам молодёжи, спорта и физической культуры (Чельчигова М.Г. ) и Министерство здравоохранения (Чащина Л.П.), которые были вручены командам БОУ СПО «Омский авиационный колледж им. Жуковского» (кураторы Каменева А.Г. ,Татаурова Е.В. ), БОУ СПО «Калачинский аграрно-технический техникум (кураторы Чемерилова А. А.).

Мы поздравляем команду «Позитив» БОУ СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса» победителя Областного фестиваля добровольческих инициатив социальных «За жизнь и трезвую Сибирь» и выражаем благодарность директору колледжа Гурбо Николаю Михайловичу, куратору команды Казак Светлане Викторовне, которые смогли успешно подготовить ребят к конкурсу!

Выражаем благодарность за помощь в организации мероприятия коллективам БОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства»( директор Ковальчук Валерий Владимирович) и БОУ СПО «Омский областной колледж культуры и искусства» (директор Лахтина Ирина Андреевна) ,БОУ г. Омска «СОШ № 123 ( зам директора по УВР Мягчиева Тамара Альбертовна).

Калачинский аграрно-технический техникум

Специальности колледжа

▪ Бухгалтер, 1 год 10 месяцев
▪ Бухгалтер, 1 год 10 месяцев
▪ Бухгалтер, 2 года 10 месяцев

▪ Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, Водитель автомобиля, 2 года 5 месяцев
▪ Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, Водитель автомобиля, 10 месяцев
▪ Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; Водитель автомобиля, 2 года

▪ Технолог-конструктор, 2 года 10 месяцев
▪ Технолог-конструктор, 3 года 10 месяцев

▪ Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, Водитель автомобиля, 1 год 10 месяцев
▪ Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, Водитель автомобиля, 3 года 5 месяцев
▪ Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм; Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования; Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; Водитель автомобиля, 4 года

▪ Техник-механик, 2 года 10 месяцев
▪ Техник-механик, 3 года 10 месяцев

▪ Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин со знанием: 1С:Камин: Расчет заработной платы. Версия 2.0; 1С:Камин: Расчет заработной платы. Версия 3.0; 1С: Бухгалтерия 8; 1С: Зарплата и Управление персоналом 8.0; 1С: Предприятие 8. Управление торговлей, 2,5 месяца (110 часов

▪ Портной, 2 года 5 месяцев
▪ Портной, 10 месяцев
▪ Портной, 3 года

▪ Юрист, 1 год 10 месяцев
▪ Юрист, 1 год 10 месяцев
▪ Юрист, 2 года 10 месяцев

▪ Кассир торгового зала, Контролер-кассир, Продавец непродовольственных товаров, Продавец продовольственных товаров, 10 месяцев
▪ Кассир торгового зала; Контролер-кассир; Продавец непродовольственных товаров; Продавец продовольственных товаров, 2 года

▪ Специалист страхового дела, 1 год 10 месяцев
▪ Специалист страхового дела, 2 года 10 месяцев

▪ Техник, 2 года 10 месяцев
▪ Техник, 3 года 10 месяцев

▪ Газосварщик, Электрогазосварщик, Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, Электросварщик ручной сварки, Газорезчик, 2 года 5 месяцев
▪ Газосварщик, Электрогазосварщик, Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, Электросварщик ручной сварки, Газорезчик, 10 месяцев
▪ Газосварщик; Электрогазосварщик; Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах; Электросварщик ручной сварки, 1 год
▪ Газосварщик; Электрогазосварщик; Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах; Электросварщик ручной сварки, 3 года

▪ Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, Водитель автомобиля, 2 года 5 месяцев
▪ Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, Водитель автомобиля, 10 месяцев
▪ 8
▪ Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования; Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; Водитель автомобиля, 1 год
▪ Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования; Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; Водитель автомобиля, 3 года

▪ 246 часов
▪ 372 часов
▪ 41 час (2,5 месяца)

▪ Закройщик, Портной, 3 года 5 месяцев
▪ Закройщик, Портной, 1год 10 месяцев
▪ Закройщик; Портной, 4 года

МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Тараник Валентина Ивановна, кандидат педагогических наук, преподаватель математики и информатики БОУ СПО «Калачинский аграрно-технический техникум» г.Калачинск Омской области

Актуализация развивающей функции задач по стереометрии

Роль задач в процессе обучения математике невозможно переоценить. Задачи призваны выполнять самые разнообразные функции, отнюдь не сводящиеся только к применению полученных школьниками знаний. Позиция современной методики математики: задачи должны быть как целью, так и средством обучения [2].

Каждая из основных функций задач: обучающая, развивающая, воспитывающая, контролирующая важна в общей системе обучения, но существует возможность усиления одной или нескольких функций задач (без ослабления остальных функций) [1]. В частности, можно усилить развивающий эффект многих задач, имеющих сугубо обучающий характер. Этого можно достичь различными путями:

  • постановкой дополнительных вопросов;
  • решением задачи рациональным способом;
  • рассмотрением её частных или предельных случаев;
  • частичным изменением условия данной задачи;
  • изменением места задачи в системе обучения и т.д.

Остановимся на одном из способов усиления развивающей функции задач – постановка дополнительных вопросов при решении математических задач.

Решая какую-нибудь конкретную задачу на уроке математики, учителя часто вопрос, адресованный учащимся, начинают с традиционных слов «скажите», «назовите», «расскажите» и т.п., что требует от учащихся простого воспроизведения каких-либо ранее усвоенных знаний. Задавая вопросы в такой форме, учителя в своей работе больше всего опираются на память учащихся и меньше всего на их мышление. Это вообще-то уместно в школе, ибо при этом основательно проверяется знание фактов и развивается память учащихся (что, безусловно, важно). Однако нельзя мириться с тем, что вопросы такого типа преобладают в деятельности ещё многих учителей. Поэтому нужно чаще ставить такие вопросы, которые бы главным образом обращались к мышлению обучающихся, заставляли бы учеников в процессе ответа (или поиска ответа) совершать те или иные мыслительные операции и тем самым способствовали развитию мышления школьников. Именно такие вопросы должны преобладать в современной школе.

Какие же типы вопросов, развивающих мышление школьников в процессе решения задач (и вообще при изучении математики), следует использовать?

1. Вопросы на сравнение.

— Сравнение полное, когда требуется установить в сравниваемых объектах и сходное, и различное.

Например: «В чём сходство и различие между ромбом и прямоугольником?», «В чём сходство и различие между конусом и цилиндром?».

— Сравнение неполное, частичное, когда от школьника требуется, чтобы он установил в сравниваемых объектах или только сходное, или только различное.

Например: «В чём сходство между четырёхугольной призмой и параллелепипедом?», «Чем отличается куб и прямоугольный параллелепипед?», «Чем отличаются единица и произвольное простое число?».

Ответы на эти вопросы требуют осуществления таких умственных операций, как сопоставление видовых и родовых понятий, установление связей между ними.

2. Вопросы, требующие установления основных характерных черт, признаков понятий и предметов.

Например: «Является ли перпендикулярность диагоналей характерным признаком ромба?», «Может ли равенство всех сторон многоугольника быть характерным признаком правильного многоугольника?», «Две прямые не принадлежат одной плоскости. Может ли это свойство быть признаком скрещивающихся прямых?»

3. Вопросы на установление причинно-следственных связей.

— Установление причины по данному следствию.

Например: «Что послужило причиной появления посторонних корней?».

— Установление следствия по данной причине.

Например: «Как изменится объём шара, если его радиус увеличить в три раза?», «Как изменится площадь поверхности куба, если увеличить его ребро в два раза?», «Как изменится объём цилиндра, если его высоту и диаметр его основания увеличить в 2 раза?».

4. Вопросы, требующие подведения частного (особенного) под общее.

Например: «Все стороны многоугольника равны. Будет ли он правильным?», «Что общего в конусе, цилиндре, шаре?», «Всякие ли два диагональных сечения параллелепипеда пересекаются по его диагоналям?».

5. Вопросы, требующие применения общего к конкретному.

Наиболее рационально задавать такие вопросы при работе по алгоритму или при решении заданий на преобразование выражений с использованием формул, тождеств, теорем.

6. Вопросы, требующие установления справедливости обратного утверждения.

Приведём примеры задач (основная функция которых обучающая), при решении которых весьма полезны дополнительные вопросы, усиливающие их развивающие функции.

Задача 1 . Основанием пирамиды является прямоугольник со сторонами 10 и 18 см. Высота пирамиды проходит через точку пересечения диагоналей прямоугольника и равна 12 см. Найти боковую поверхность пирамиды.

Перед этим, обучающиеся решили несколько задач на нахождение площадей боковой и полной поверхности пирамид (в основном правильных). Формулы для непосредственного вычисления площади боковой поверхности пирамиды, не являющейся правильной, они не знают. Но это их не смущает, и некоторые из них поступают так: находят высоту одной из боковых граней пирамиды (у них получаются два разных значения – 13 см и 15 см, так как смежные боковые грани пирамиды не равны между собой) и принимают её за апофему. А дальше по формуле площади боковой поверхности правильной пирамиды находят эту поверхность. Получаются два разных значения площади – 364 см 3 и 420 см 3 , ни одно из которых не является правильным. И лишь часть учеников, убедившись, что формулы для нахождения боковой поверхности произвольной пирамиды нет, находят её как сумму площадей боковых граней и получают правильный ответ – 384 см 3 .

Для правильного решения этой задачи и усиления её развивающих функций весьма полезны следующие вопросы:

1. В чём сходство и различие между пирамидой и правильной пирамидой?

2. При каких условиях пирамида будет правильной?

3. Высота пирамиды проходит через центр основания. Будет ли пирамида правильной?

Ответы на эти вопросы будут требовать от обучающихся осуществления таких умственных операций, как сопоставление видовых и родовых понятий, установление связей между ними (при ответе на первый вопрос), отбор признаков для определения понятия (при ответе на второй вопрос), подведение частного под общее, формулирование выводов, обобщать (при ответе на третий вопрос). Эти вопросы усилят развивающие функции данной задачи.

Приведём пример усиления развивающей функции задачи за счёт решения её рациональным способом.

Задача 2. Стороны основания треугольной пирамиды равны 15 см, 16 см и 17 см. Все боковые рёбра наклонены к плоскости основания под углом 45º. Найти объём пирамиды.

Как правило, учащиеся пишут формулу объёма пирамиды, вычисляют площадь её основания, затем доказывают, что перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды на плоскость основания, проходит через центр окружности, описанной около основания. Отсюда следует, что высота пирамиды равна радиусу окружности, описанной около основания. Находят высоту, а затем и объём.

Если же внимательно проанализировать условие задачи, то её можно решить более рациональным способом:

V= S·h = S·R= S· = = 340 (см³).

Вычисление площади основания и высоты пирамиды оказывается излишним.

Более эффективно реализовать развивающие функции задачи помогает рассмотрение её частных и предельных случаев, поскольку это заставляет обучающихся всесторонне анализировать задачу с целью нахождения всех возможных способов её решения.

Проиллюстрируем это на примере следующей задачи.

Задача 3 . Построить сечение прямоугольного параллелепипеда АВСДА1В1С1Д1 плоскостью α, проходящей через вершины А, С и точку М на ребре А1В1. Какой многоугольник получиться в сечении?

Решая эту задачу, учащиеся, как правило, строят сечение, изображённое на рисунке 1, а). На вопрос: «Какой многоугольник получится в сечении?» они отвечают: «Трапеция». Такой ответ свидетельствует о том, что они не рассматривали частных случаев этой задачи – совпадение точки М с точкой А1 или В1. Если точка М совпадает с точкой А1, то в сечении получится прямоугольник (рис.1, б), а если точка М совпадает с точкой В1, то в сечении будет треугольник (рис.1, в).

Вместе с тем, учащиеся должны понимать, что для конкретной точки М задача имеет единственное решение – только этот многоугольник может иметь форму или трапеции, или прямоугольника, или треугольника.

Можно привести и другие примеры задач на построение сечений, которые имеют более трёх возможных решений в зависимости от расположения точек на рёбрах многогранников. В продолжение задачи 3 предлагаем учащимся рассмотреть задачу 4 самостоятельно, а затем проиллюстрировать варианты решений.

Задача 4. Изобразите параллелепипед АВСДА1В1С1Д1 и постройте его сечение плоскостью MNK, где точки М, N, К лежат соответственно на рёбрах: а) ВВ1, АА1, АД; б) СС1, АД, ВВ1.

В теме «Взаимное расположение прямых в пространстве» следует в обязательном порядке решить задачу 5, так как рассмотрение предельных случаев не только усиливает развивающую функцию задачи, но и формирует пространственное мышление.

Задача 5. Прямая т пересекает сторону АВ треугольника АВС. Каково взаимное расположение прямых т и ВС, если: а) прямая т лежит в плоскости АВС и не имеет общих точек с отрезком АС; б) прямая т не лежит в плоскости АВС?

В случае а) ответ очевиден: прямые пересекаются. В случае б) возможно два различных ответа: скрещиваются и пересекаются (как показывает практика, незначительная часть учащихся может прийти к такому заключению без помощи преподавателя). Поэтому следует отдельно рассмотреть вариант, когда прямые т и АВ пересекаются в точке В.

Таким образом, повышение эффективности обучения математике может быть достигнуто путём продуманной реализации всех дидактических функций математических задач.

Список литературы:

1. Задачи в обучении математике: Методические рекомендации для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов и учителей математики средних школ / Сост. В.А. Далингер. – Омск: Омский пединститут, 1990. – 43 с.

2. Совершенствование процесса обучения математике в условиях модернизации российского образования: Волгоград, 26 окт. 2004 г. / Волгогр. гос. пед. ун-т; Отв. ред. О.Ф. Треплина, А.А. Махонина. ― Волгоград: Перемена, 2004. ― 356 с.

РИСУНОК К ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЕ НАХОДИТСЯ ВО ВЛОЖЕНИИ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector