Недолгая история многопрофильного колледжа
В 2012 г. несколько пензенских колледжей были объединены в один большой – многопрофильный. Но уже в 2016 г. эта структура была признана недостаточно эффективной и подверглась новой реорганизации. Весной этого года пензенцы узнали, что многопрофильный колледж опять разделится на несколько самостоятельных учреждений.
«Улица Московская» попыталась разобраться в этих присоединениях и разъединениях: что это было и как это понимать.
Статья была написана на основе анализа официальных документов, сообщений в СМИ, мнений экспертов «УМ», а также данных из анонимных источников.
Педагогические колледжи
Здесь стоит сделать небольшое отступление и рассказать о печальной истории педагогических колледжей Пензенской области.
В конце ХХ века в нашем регионе действовало 7 педагогических училищ. Учителя начальной школы, которые выходили оттуда, имели очень хорошую подготовку, в особенности – методическую.
Директора пензенских школ зачастую предпочитали брать на должность учителя начальных классов именно выпускников данных училищ, а не выпускников пединститута, отмечает Валентин Никулин, бывший руководитель Департамента образования Пензенской области. Этот факт подтверждают и другие работники образования нашего региона.
Валентин Никулин: «Система пензенских педагогических училищ давала мощную методическую выучку. Выпускались специалисты, которые были готовы на хорошем методическом уровне решать задачи начального образования. Таких училищ было 7. Сегодня не осталось ни одного».
Конечно же, создание многопрофильного колледжа было далеко не единственной причиной исчезновения педагогических училищ в пензенском регионе. Однако факт остается фактом: педколледжей в области к настоящему моменту не осталось, источник хороших кадров для системы образования иссяк. Последнее педагогическое училище вошло в состав многопрофильного колледжа в качестве отделения.
Период полураспада
Судя по имеющимся экспертным оценкам, создание единого колледжа имело свои положительные стороны. Однако то, что данная структура продержалась всего 4 года, представляется достаточно закономерным. Недостатки многопрофильного колледжа перевесили его достоинства.
О низкой управляемости реорганизованной структуры было сказано достаточно много. Действительно, даже исходя из самых общих познаний в теории управления, можно говорить о том, что гигантскими структурами управлять значительно сложнее, нежели маленькими организациями.
А в данном случае свою особую роль сыграла и территориальная раздробленность многопрофильного колледжа. Его здания и помещения были сильно разбросаны по территории города и области.
Что касается качества образования в колледже, выросло оно или упало после объединения, то здесь сложно сказать что-либо определенное (особенно если учитывать столь малый срок существования многопрофильного колледжа). Тем не менее определенные исследования в этот отношении велись. Опросы показали, что 26% работодателей не удовлетворены уровнем профессионализма выпускников колледжа.
В апреле 2016 г. были проведены круглые столы с участием работодателей, и большинство из них сочли целесообразным создание в регионе базовых отраслевых колледжей путем их выделения из состава многопрофильного колледжа. Это, по мнению участников обсуждения, должно активизировать процессы взаимодействия образования и бизнеса.
На состоявшемся недавно заседании высшего экономического совета Пензенской области предложение о реорганизации колледжа было озвучено министром образования Александром Воронковым. К тому моменту процесс разделения уже был запущен.
Возникает вопрос: почему региональное министерство образования решилось на новую реорганизацию в системе среднего профессионального образования спустя всего 4 года после объединения колледжей?
В принципе, можно удовлетвориться имеющимися объяснениями, что многопрофильный колледж оказался не в состоянии справляться с вызовами современной экономики региона. В качестве аргумента здесь можно вспомнить те самые 26% не удовлетворенных качеством выпускников работодателей.
Но это объяснение кажется не слишком убедительным. Ведь если мы имеем 26% недовольных, то это значит, что остальные 74% недовольства не высказывают. То есть 74% работодателей, что гораздо больше половины, в целом были удовлетворены работой многопрофильного колледжа.
И вообще, работодатели выражают недовольство знаниями и умениями выпускников уже на протяжении многих лет. Но в этот раз их почему-то решили послушать и даже пойти в итоге на серьезную реорганизацию.
Есть версия, что решение о разделении было принято еще и потому, что сотрудники колледжа сумели убедить чиновников в необходимости такого шага. Как уже упоминалось выше, многие сотрудники колледжа внутренне не согласились и не смирились с объединением.
По имеющимся данным, эти люди на протяжении 4 лет старались продвигать свою точку зрения, обосновывать концепцию многочисленных колледжей, а не одного общего. Для этого активно использовались различные неформальные связи и контакты.
В итоге представителей власти судя по всему удалось убедить в том, что существование единого многопрофильного колледжа не будет полезным для региона, что нужно вернуться к отраслевому принципу в среднем профессиональном образовании.
Версия о таком неофициальном влиянии на умы представителей власти кажется правдоподобной, учитывая то, как много в нашем регионе значат неформальные связи между людьми.
Контуры будущего
Анатолий Казеев, заместитель министра образования Пензенской области, полагает, что процессы разъединения колледжа будут несколько сложнее, чем процессы объединения в 2012 г. Прежде всего это касается моментов с разделением имущества под управление будущих колледжей. Собрать все в одну кучу куда легче, чем поделить здания и ресурсы так, чтобы никто не почувствовал себя ущемленным.
Из многопрофильного колледжа к 1 сентября 2016 г. выделятся 6 базовых отраслевых колледжей. В результате пензенский регион получит колледж транспортных технологий, колледж архитектуры и строительства, колледж современных технологий переработки и бизнеса, социально-педагогический колледж, агропромышленный колледж, а также Кузнецкий колледж электронных технологий.
Сам многопрофильный колледж продолжит существовать, но в очень урезанном виде: в составе нынешних отделений промышленных и информационных технологий. Планируется, что с 2017 г. он будет переименован в «Колледж информационных и промышленных технологий ».
Таким образом, можно заметить, что новая структура – это примерно 12 колледжей из 14 образца 2012 г., только объединенные по отраслевому принципу.
Хотя базовые отраслевые колледжи начнут работать уже с 1 сентября, процессы реорганизации будут длиться до января 2017 г. Основная часть работы будет сделана силами относительно небольшой группы людей: 7 ответственных внутри колледжа плюс рабочая группа в Министерстве образования.
Что касается того, не возникнут ли в ходе новой реорганизации проблемы у сотрудников, то министерство здесь заинтересовано в том, чтобы сохранить каждого работника. Проблемы могут возникнуть как раз в тех случаях, когда сами преподаватели и служащие колледжа будут отказываться от предлагаемой работы в рамках новой структуры.
Анатолий Казеев: «По нашим подсчетам, может оказаться около 20 человек, которые не согласятся работать в новых условиях. Первичные расчеты выводили на цифру, превышающую 50 человек. А потом мы начали предлагать специалистам, скажем, переходить из различных отделов и служб на аналогичные или иные должности, а также на должности преподавателей во вновь создаваемых образовательных организациях, и в результате многим удалось найти место.
Есть и такие, кто выходит на пенсию. Они не собираются продолжать работу. Но мы заинтересованы в том, чтобы ушло минимум людей».
Смена тренда?
Может показаться, что 4 года существования многопрофильного колледжа – это неудачный эксперимент, результат метаний то в одну сторону, то в другую. Хотя на официальном уровне никто этого пока не признал, Валентин Никулин считает, что создание многопрофильного колледжа явно было ошибкой.
Валентин Никулин: «Когда нынешний губернатор принимает решение разделить многопрофильный колледж, он тем самым признает несостоятельность предыдущей меры объединения. Я так понимаю, это признано ошибкой, хоть и иносказательно».
Официальная же позиция Министерства образования Пензенской области заключается в том, что на тот период (2012 г.) решение о создании многопрофильного колледжа было оправданным, говорит Анатолий Казеев.
Здесь интересно отметить то, что многие в 2012-2014 гг. полагали: многопрофильный колледж – это навсегда (во всяком случае надолго). А оказалось, что нет: изменилась ситуация, появились новые аргументы, и позиция власти кардинальным образом поменялась.
Вещи, кажущиеся незыблемыми, могут стремительно меняться под влиянием внешне малозаметных факторов – вот что показал нам пример многопрофильного колледжа.
Происходящая сейчас в сфере профессионального образования реорганизация представляется явлением положительным.
Отдельно хочется отметить возрождение самостоятельного педагогического колледжа (правда, теперь он станет социально-педагогическим). Это может благоприятно сказаться на сфере образования Пензенской области.
Если же мы продолжим размышлять об образовании и о процессах объединения-разъединения, то мы неизбежно придем к вопросу: если в Пензенской области в среднем профессиональном образовании мы отказываемся от практики укрупнения и переходим к отраслевому принципу, то, может быть, такая же тенденция будет прослеживаться и в высшем образовании? Сегодня мы разделяем многопрофильный колледж, а завтра будем отделять ПГПУ от ПГУ?
Пока эксперты относятся к подобной перспективе скорее скептически. В частности, Анатолий Казеев считает, что тренд на укрупнение в сфере высшего образования продолжает действовать, причем он носит не региональный, а общероссийский характер.
Тем не менее теперь мы знаем: невозможное сегодня может стать возможным уже завтра.
Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса
Согласно документу, из состава колледжа выделены Пензенский колледж транспортных технологий, Пензенский колледж архитектуры и строительства, Пензенский социально-педагогический колледж, Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса, Пензенский агропромышленный колледж и Кузнецкий колледж электронных технологий.
После завершения реорганизации все учебные заведения получат статус «Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области».
Министерству образования региона предписано внести соответствующие изменения в уставы образовательных учреждений и совершить другие юридически значимые действия по реорганизации.
Группы телеканала «Россия 1. Пенза»
Реорганизованный в Пензе многопрофильный колледж в 2017-м станет IT-колледжем
По заданию пензенского губернатора образовательное учреждение было разделено на семь самостоятельных образовательных учреждений.
ТемаПенза, 23 августа. В Пензе завершился процесс по реорганизации многопрофильного колледжа. Начиная с 1 сентября молодежь начнут обучать уже семь отдельных образовательных учреждений. Об этом во вторник, 23 августа, ИА «ТемаПенза» сообщили в парламенте Пензенской области.
Процесс реорганизации колледжа был инициирован губернатором Иваном Белозерцевым. Специально собранная рабочая группа проанализировала работу образовательного учреждения. Итогом ее деятельности стал тот факт, что с 1 сентября в регионе будут работать: Пензенский колледж транспортных технологий, Пензенский колледж архитектуры и строительства, Пензенский социально-педагогический колледж, Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса, Пензенский агропромышленный колледж, Кузнецкий колледж электронных технологий.
Как отметили в правительстве Пензенской области, каждый вновь образованный колледж будет носить статус «Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области». Что касается самого многопрофильного колледжа, то в январе 2017 года он сменит название и станет IT-колледжем.
«Тема Пенза». При использовании материала гиперссылка обязательна.
« Росгосстрах» открыл две именные аудитории в пензенских колледжах
» data-title=»«Росгосстрах» открыл две именные аудитории в пензенских колледжах — Пенза-пресс, рунет за день»>
В многопрофильном колледже Пензенского государственного университета и Пензенском колледже современных технологий переработки и бизнеса состоялось торжественное открытие именных аудиторий « Росгосстраха». Постигать азы дисциплины « Основы страхования» студенты теперь будут среди плакатов и стендов с корпоративной символикой компании.
Освоить предмет поможет библиотечка страховой литературы , в которой собраны самые необходимые и современные книги и периодические издания , и современная обучающая техника , позволяющая проводить вебинары , семинары и конференции в режиме on-line.
Гостями церемонии стали директор управления по взаимодействию с учебными учреждениями « Росгосстрах», кандидат исторических наук , доцент Евгений Злобин , директор пензенского филиала компании « Росгосстрах» Николай Костыгин , ректор Пензенского государственного университета Александр Гуляков , директор колледжа Пензенского государственного университета Владимир Феоктистов , директор Пензенского колледжа современных технологий переработки и бизнеса Татьяна Пронькина , а также лучшие студенты и преподаватели колледжей.
« Росгосстрах» традиционно уделяет особое внимание развитию кадрового потенциала и молодым специалистам , которые способны привнести свежий взгляд и придать новый импульс развитию экономики Пензенского региона. Новые , хорошо подготовленные кадры — это всегда польза для бизнеса , для компании. Важно , чтобы студенты получали знания из современной , актуальной литературы , владели современными практиками продаж , понимали основные требования бизнеса , а не останавливались на изучении теоретической части.
К сожалению , пока страховая культура населения не настолько высока , чтобы работать в этой сфере было просто. Однако престижность профессии растет , в основном за счет того , что даже вчерашний выпускник может отлично зарабатывать. У всех студентов Многопрофильного колледжа ПГУ и Пензенского колледжа современных технологий переработки и бизнеса , которые хотят профессионально развиваться как востребованные страховые специалисты , всегда будет возможность поработать в компании « Росгосстрах», — говорит директор филиала компании « Росгосстрах» в Пензенской области Николай Костыгин.
Подобные именные аудитории , оснащенные современным оборудованием , были ранее открыты компанией в десятках вузов и колледжей России — от Владивостока до Санкт-Петербурга. Именная аудитория оформлена в корпоративном стиле « Росгосстраха» укомплектована необходимой аппаратурой и библиотечкой страховой литературы. Здесь будут проходить лекции и практические занятия по страховым дисциплинам.