Психолого-педагогические особенности воспитания студентов педагогического колледжа
Дата публикации: 13.08.2014 2014-08-13
Статья просмотрена: 4580 раз
Библиографическое описание:
Пивоваров М. А. Психолого-педагогические особенности воспитания студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. 2014. №11.1. С. 20-26. URL https://moluch.ru/archive/70/12040/ (дата обращения: 09.02.2020).
Воспитание молодежи является неотъемлемой частью образовательного процесса любого учебного заведения. На современном этапе развития страны его значение возрастает многократно, поскольку решение новых проблем социально-экономического, политического и культурного строительства будущего России ложится в значительной степени на плечи молодого поколения. И высокую степень актуальности в процессе воспитания приобретает воспитание гражданина Отечества в среднем профессиональном образовательном учреждении (ссузе).
Необходимость воспитания в ссузе подтверждена государственными правовыми актами (Типовое положения «О ссузах», Законом РФ «Об образовании», «Стратегии государственной молодежной политики в РФ»).
В процессе разработки исходных позиций данной работы нами использовались методологические и теоретические положения: о влиянии системы общественных отношений на развитие культуры личности (О. Долженко, Л. И. Коханович и Л. П. Рябов, В. Т. Лисовский); о психологических особенностях, содержании, формах, методах и средствах воспитания молодёжи (В. Д. Лутанский, В. Н. Данюков, Н. М. Оглоблина, Н. А. Петрова);; о гуманизации условий развития личности, психологии общения и совместной деятельности (В. Айнштейн, Л. Г. Вяткин.В) [3, 24].
Однако проблема воспитания студентов среднего профессионального образовательного учреждения как воспитательного института специально и в системе мало исследована. Необходимо научно обосновать реально существующий факт, что студенчество выступает в структуре общества как специфичный социально-воспитательный институт, призванный сыграть существенную роль в развитии личности молодого человека.
Цель исследования явилосьизучение эффективности организации воспитательной работы со студентами в педагогическом колледже.
Студенческий возраст — трудный и сложный период жизни молодого человека. Вместе с тем — это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, к будущей профессии.
Именно в этом возрасте необходима эффективная организация воспитательной работы с молодежью в ссузе как важнейшей сферы жизнедеятельности личности.
Студенчество как социальная группа характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношений к будущей профессии.
Выпускники средних профессиональных учебных заведений — квалифицированные специалисты составляют ядро человеческого капитала страны, поскольку их знания, умения и навыки, способности и черты характера во многом определяют решение ключевых социально-экономических проблем развития российского общества. Современный специалист не только профессионал с высоким уровнем развития компетенций и обладает мастерством по своей специальности, он же должен быть высоконравственной личностью с развитыми физическими и эстетическими качествами.
Если же изучать личность студента среднего профессионального образовательного учреждения, то средний возраст его будет составлять от 15 до 20 лет – это период старшего подросткового возраста и ранней юности. В этот период идет процесс становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: нравственных, патриотических, гражданских, профессионально-трудовых и др.
По нашему убеждению, особенности воспитания студентов в современных условиях характеризуются:
1. Новым социальным статусом студенчества в современном обществе с рыночной экономикой и демократическими преобразованиями.
2. Реформами в вузовском образовании (введением новых образовательных стандартов, технологий образования, форм организации педагогического процесса, управления ссузом, форм собственности и пр., которые влияют на формирование мировоззрения будущего специалиста и его личностных качеств).
3. Разрушением сложившихся духовно-нравственных ориентиров. Принятием обществом новых, основанных национальных и общечеловеческих ценностях, воспитательных идей и принципов.
4. Новым ориентиром воспитания в ссузе является формирование конкурентоспособного на рынке труда специалиста, профессионально компетентного, мобильного и гибко реагирующего на вызовы времени.
5. Усилением внимания на творческое развитие, саморазвитие и самосовершенствование будущего специалиста.
6. Появлением новых институтов социализации, оказывающих воспитательное влияние на студентов.
7. Усилением информационных потоков, технологий, влияющих на сознание и поведение современного студента.
Тем временем, можно выделить следующие сложности воспитания современных студентов средних профессиональных учреждений:
— выбор определенной частью студентов будущей специальности обусловлены не профессиональными интересами, а мотивами материального благополучия;
— у некоторой части студентов наблюдается неуверенность в завтрашнем дне, в своей перспективе, духовная пустота;
— падение престижа интеллигенции в обществе отрицательно сказывается на воспитание студентов;
— нововведения в ссузе, копирование образцов Западных систем обучения без достаточной творческой переработки разрушают десятилетиями накопленный опыт и традиции вузовского воспитания специалиста.
— следует подумать о мировоззренческом потенциале модернизированного содержания вузовского образования.
— весьма слабо развиты механизмы правовой защиты и правовой культуры студентов [4, 18].
— общественной работой занимается лишь малая доля студентов.
Выявленные особенности и сложности воспитания студентов на современном этапе помогут эффективному планированию и организации индивидуальной и коллективной форм воспитательной работы с будущими специалистами.
Именно в среднем профессиональном образовательном учреждении, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов студент приобретает твёрдые жизненные ориентиры, организаторские навыки, личностные качества, необходимые специалисту, руководителю, общественному деятелю.
Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса ссуз обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей студента, становления его гражданского самосознания. Для этого необходимо выстроить систему внеучебной воспитательной работы.
Считаем, что главной целью воспитательной работы в ссузе должно стать создание педагогически воспитывающей среды, способствующей формированию активного отношения личности к избранной профессии.
Важнейшим звеном в системе внеучебной воспитательной работы является деятельность заместителя директора по воспитательной работе по формированию органов студенческого самоуправления, проведению мероприятий, праздников, конкурсов и координация работы кураторов по адаптации первокурсников.
Среднее профессиональное образовательное учреждение организует жизнедеятельность студентов и педагогического коллектива в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета; атмосферы доброжелательности, уважения личности
В воспитательном процессе следует учитывать и средства воспитания. К средствам воспитания относят разные виды научения, убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок, психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психо-коррекции.
Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми.
Воспитанность — это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе [2 , 234].
Мониторинговый компонент позволяет оценивать и контролировать результат воспитанности студентов среднего профессионального воспитания.
Наше исследование проходило на базе Николаевского-на-Амуре педагогического колледжа – филиала КГБОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж» с октября 2013 по апрель 2014 года.
Цель исследования: выявление эффективности воспитательной работы со студентами в педагогическом колледже — филиале КГБОУ СПО г. Николаевска-на – Амуре.
В исследовании приняли участие 96 студентов 1-4 курсов, дневного обучения.
В ходе исследования нами были использованы методики:
1. Методика Н.П. Капустиной «Диагностика уровня воспитанности обучающихся» [1 , 34];
2.Опросник В. Урываевой «Диагностика эффективности воспитательной работы в учебном заведении» [1,43].
Показатели уровня воспитанности студентов педагогического колледжа
Бузулукский строительный колледж
Полное наименование: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бузулукский строительный колледж» г.Бузулука Оренбургской области |
Аккредитационный статус: колледж
Организационно-правовая форма: государственный
Телефон: (35342) 5-78-61, 5-75-37, 5-73-26
Факс: (35342) 5-78-61, 5-75-37, 5-73-26
Информация обновляется представителем учебного заведения. Последнее изменение: 22.09.2014
Бузулукский педагогический колледж
30 апреля на базе в/ч № 32755 поселка Тоцкое состоялась торжественная церемония закрытия военно-патриотической смены для обучающихся организаций среднего профессионального образования «Мы – будущие защитники Отечества!».
Для 370 обучающихся организаций СПО были организованы теоретические и практические занятия по огневой, строевой, физической и военно-медицинской подготовке, радиационной, химической и биологической защите.
Военно-патриотическая смена, приуроченная ко Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне, способствовала формированию физических качеств студентов, необходимых для прохождения армейской службы, позволила ребятам проверить себя на стойкость, выносливость и мужскую дружбу.
С успешным окончанием смены ребят поздравили министр образования Оренбургской области Вячеслав Лабузов и заместитель командира 385 артиллерийской бригады, гвардии полковник Сергей Солодякин.
В ходе мероприятия прошел смотр патриотических объединений, лучшие из которых были награждены ценными призами.
I место
Бугурусланский нефтяной колледж;
Оренбургский автотранспортный колледж;
Горно — технологический техникум г. Ясный
II место
Бузулукский строительный колледж;
Педагогический колледж им. Н.К. Калугина г. Оренбурга;
Торгово-технологический техникум г.Орска.
III место
Бузулукский лесхоз-техникум;
Нефтегазоразведочный техникум г. Оренбурга;
Педагогический колледж г. Орска.
За лучшую творческую видеопрезентацию патриотического объединения отмечен Шарлыкский технический техникум. За лучший боевой листок – Бузулукский строительный колледж.
Абсолютным победителем военно-патриотической смены признан Юрий Григорян, обучающийся Оренбургского автотранспортного колледжа, который получил главный приз – квадроцикл.
За активное содействие в проведении смены Вячеслав Лабузов вручил благодарственные письма и ценные призы личному составу 385 артиллерийской бригады
Бузулукский педагогический колледж
Административный центр
Энск
Население
3217,6 тыс.
Площадь
53,6 тыс. км2
Географическое положение
Центральный район расположен на юге Восточно-Европейской равнины по среднему течению р. Волги.
Бантюков Николай Александрович
Глава Муниципального Образования Бузулукский район