Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха (СПбХУР)
Основано 1 октября 1839 г. В соответствии с Указом императора Николая I, «Положение», опубликованное в «Полном собрании Законов Российской Империи» (собрание второе, т. XIV), гласило, что «Рисовальная Школа для вольноприходящих» или «Рисовальная Школа на Бирже», как её называли в соответствии с местом расположения на Стрелке Васильевского Острова, учреждена «для распространения между фабрикантами и ремесленниками необходимого для них искусства рисования, черчения и лепления», в целях «поднятия художественного уровня среди рабочих масс». Основатель Школы – Корнилий Христианович Рейссиг (1781—1860), действительный статский советник, член-корреспондент Академии наук, видный деятель художественной культуры. За минувшие годы социальных катаклизмов, революций, войн менялись адреса и названия одного из первых художественных учебных заведений России: «Рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств», «Художественно-промышленный техникум», «Художественно-педагогический техникум», «Ленинградское Художественное училище им. Владимира Серова» и «Санкт-Петербургское Художественное училище им. Н.К. Рериха», но во все времена сохранялись высокие традиции отечественного изобразительного искусства. Летопись Школы хранит имена преподавателей, чьё творчество обогатило историю мировой культуры: И. Крамской, П. Чистяков, П. Клодт, А. Адамсон, А. Афанасьев, И. Билибин, А. Щусев, В. Щуко, А. Рылов, П. Мансуров… Под их руководством первые шаги в искусстве делали Ф. Васильев, В. Верещагин, И. Репин, М. Шагал, М. Добужинский, Е. Поленова, С. Чехонин, А. Щекатихина-Потоцкая, Н. Акимов, П. Филонов…
Особый расцвет уникального учебного заведения приходится на первые десятилетия ХХ в., когда Школу возглавил художник, мыслитель Николай Константинович Рерих (1906—1916). Среди художественно-промышленных училищ и частных художественных школ не только России, но и Европы, Школа ИОПХ являла новый тип народной общедоступной школы. После октябрьского переворота 1917 г. Н.К. Рерих обратился к коллегам с призывом и заветом: «…Какие бы трудности нас ни ждали, будем твёрдо помнить, что идея народного просвещения всегда должна быть в человечестве самой насущной, самой любимой, самой близкой понятию подвига».
Воистину подвигом была деятельность Яна Константиновича Шабловского (1893—1965), возродившего в 1934 г. пришедшую в полный упадок бывшую Рисовальную школу ИОПХ.
В годы перестройки, в 1992 г., училище было удостоено имени Н.К. Рериха по настоянию директора С.А. Кирпичёва, студентов, педагогического коллектива, широкой общественности и видных деятелей культуры – академика Д.С. Лихачёва, скульптора М.К. Аникушина, директора ГЭ М.Б. Пиотровского, директора ГРМ В.А. Гусева.
Богатый методический фонд училища бережёт работы учащихся разных лет, начиная с середины ХIХ в. В экспозиции его музея представлены натюрморт И.Шишкина, акварель Ф. Васильева, ученический рисунок М. Шагала (кат. 593). Составляют гордость училища уникальные фонды библиотеки, в которых хранятся книги, альбомы, журналы по искусству, изданные в прошлые века и представляющие библиографическую редкость. В 1996 г. училище по праву старейшего учебного заведения стало коллективным членом Всемирного клуба петербуржцев. В 2003 г. по инициативе училища, поддержанной Всемирным клубом петербуржцев, Санкт-Петербургским государственным университетом, Музеем-институтом семьи Рерихов в Петербурге, Международным благотворительным фондом «Рериховское наследие» учреждена ежегодная Международная премия им. Николая Рериха.
Page not found (404)
Request Method: | GET |
---|---|
Request URL: | https://spbculture.ru/ru/news/2710/ |
Raised by: | cms.views.details |
Using the URLconf defined in spb_culture.urls , Django tried these URL patterns, in this order:
- ^ru/ ^admin/
- ^ru/ ^ ^press-office/announcements/(?P d+)/$ [name=’announce_detail’]
- ^ru/ ^ ^press-office/announcements/(?P d+)/inline$ [name=’announce_inline’]
- ^ru/ ^ ^press-office/announcements/ [name=’announce_list’]
- ^ru/ ^ ^novosti/$ [name=’news_list’]
- ^ru/ ^ ^novosti/rss/$ [name=’news_rss’]
- ^ru/ ^ ^novosti/(?P
[d]+)/$ [name=’news_detail’]
[d]+)/$ [name=’archive_detail’]
The current path, /ru/news/2710/ , didn’t match any of these.
You’re seeing this error because you have DEBUG = True in your Django settings file. Change that to False , and Django will display a standard 404 page.
Международная премия им. Н.К. Рериха
10 октября 2003 года на ежегодной Международной конференции «Рериховское наследие» (Россия, Санкт-Петербург) состоялось вручение Международной премии им. Н.К. Рериха. Учредителями премии выступили: Всемирный клуб петербуржцев; Санкт-петербургский университет; Музей-институт семьи Рерихов; Международный благотворительный фонд «Рериховское наследие»; Художественное училище им. Н.К. Рериха.
Первым лауреатом рериховской премии в номинации «Достижения в области художественного образа» стал московский художник Петр Стронский, отмеченный за вклад в развитие монументальной живописи и верность российским историко-художественным традициям. За достижения в области педагогики и просветительства, а также за сохранение педагогических традиций и возвращение имени Н.К. Рериха «Рисовальной школе Общества поощрения художеств» — теперь это Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха — премия была присуждена бывшему директору училища Сергею Кирпичеву (посмертно) и методисту, заслуженному работнику культуры Энне Романовской. Известный меценат барон Эдуард фон Фальц-Фейн получил премию за миротворчество и возвращение России ее историко-культурного наследия. Людмила Митусова — племянница Е.И. Рерих стала лауреатом рериховской премии за вклад в сохранение наследия семьи Рерихов и преемственности традиций. В номинации «Культурный образ России в мире» за формирование единого европейского образовательного пространства с полноправным участием России и поддержку русского языкового пространства премию имени Николая Рериха получила Людмила Вербицкая, ректор Санкт-Петербургского университета.
Информация приводится по материалам, предоставленным Музеем-институтом семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. Книги и СМИ
Канал новостей «Мистериум Магнум»
Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха
Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха проводит обучение по специальностям:
Живопись
Скульптура
Дизайн
“Реклама в архитектурно-пространственной среде”
“Промышленная реклама и графика”
Реставрация
“Реставрация, консервация и хранение произведений станковой живописи”
Экзамен по рисунку состоит из 2 заданий “Натюрморт”:
Натюрморт состоит из 3-4 бытовых предметов.
На выполнение 2-х заданий по рисунку дается 3 дня по 4 академических часа.
Техника исполнения — графитный карандаш. Формат листа — А3/А2
Требования к выполнению заданий по рисунку:
Компоновка предметов в плоскости листа
Правильно найденные пропорции предметов
Правильное построение предметов с учетом линейной перспективы, создание пространства в листе
Для тонального рисунка необходимо выявить большие отношения света и тени и добиться предметной материальности
Экзамен по живописи состоит из 2 заданий “Натюрморт”:
Цветовой эскиз (1 или 2). Размер эскиза 12-15 см по большей стороне.
На основе эскиза выполнить натюрморт большего размера. Формат — А3/А2.
Натюрморт состоит из 2-3 бытовых предметов и драпировок.
На выполнение 2 заданий дается 2 дня по 4 академических часа.
Техника исполнения — акварель, белила использовать нельзя.
Требования к выполнению заданий по живописи:
Скомпоновать предметы на листе, найти правильное композиционное решение
Правильно взять цветовые и тональные отношения
Вылепить форму предметов
Экзамен по композиции на отделение ДИЗАЙН.
Композиция на заданную тему — стилизованный натюрморт из заданных предметов.
Из предоставленных предметов и драпировок, лежащих в свободном порядке, абитуриенту необходимо составить (скомпоновать на листе) декоративный натюрморт. Размеры и цвета предметов можно менять на выбор абитуриента для более выразительной композиции.
Техника исполнения — темпера, гуашь, можно использовать колера. Формат — А2.
Декоративный натюрморт выполняется в цвете или в черно-белом варианте на усмотрение абитуриента.
Композиция на свободную тему. Разрешается использовать подготовленные материалы — эскизы, колера. Композиция выполняется в цвете.
Техника исполнения — гуашь, темпера. Формат листа — А2.
Экзамен по композиции на отделения “ЖИВОПИСЬ”, “РЕСТАВРАЦИЯ”.
Станковая композиция на заданную тему: “спорт”, “уличная сценка”, “праздник”, “друзья”, “каникулы”, “метро”, “встреча”
Композиция выполняется в цвете или черно-белом варианте на формате А2.
Техника исполнения любая — темпера, гуашь, карандаш, тушь, перо, черная ручка.
2. Станковая композиция на свободную тему. Выполняется только в цвете — темпера, гуашь. Формат листа — А2. Разрешается пользоваться зарисовками, эскизами, этюдами.
Экзамен по композиции на отделение “СКУЛЬПТУРА”.
Скульптурная композиция на заданную тему: “спорт”, “уличная сценка”, “праздник”, “друзья”, “каникулы”, “метро”, “встреча”
Скульптурная композиция на свободную тему. Разрешается использовать зарисовки (рисунки).
Техника исполнения — пластилин, глина. Размер композиции 20-35 см.