Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Средний пр-кт, 57/43, Санкт-Петербург, 199178
- 327-9999
- факс 323-3457
- director@sziu.ru
Уважаемые пользователи справочника!
Просим Вас обо всех замечаниях и пожеланиях сообщать нам
по телефону 576-7474 или по электронной почте telefon-ets@sats.spb.ru
Ведение справочника осуществляется по заказу Комитета по информатизации и связи
Информационно-аналитический журнал
Коллектив Северо-Западного института РАНХиГС при Президенте РФ уверен: внедрение новых методов и форм взаимодействия администрации вуза, сотрудников, преподавателей и студентов является важнейшим условием эффективности развития российской высшей школы в настоящее время.
В.А. ШАМАХОВ, директор Северо-Западного института РАНХиГС, доктор экономических наук, генералполковник таможенной службы, действительный государственный советник РФ 1 класса |
Сегодня много говорят о проблемах качества высшего профессионального образования и управления развитием вуза. Работая в этом направлении, Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Президентская академия) особое значение придает изменению качества академической среды как важному элементу стратегии высшего учебного заведения.
Ключевые проблемы
Если выделить ключевые проблемы, стоящие в настоящее время перед вузами, думается, необходимо отметить следующие:
- кризис (признаваемый сегодня практически всеми специалистами – и теоретиками, и практиками) традиционной для отечественной высшей школы модели управления высшим учебным заведением;
- качественное изменение форм и методов формирования и развития интеллектуального потенциала и человеческого капитала в современном мире (можно говорить об осознании обществом того факта, что к традиционно выделяемым глобальным проблемам человечества – экологической, демографической, техногенным угрозам и терроризму, ресурсному кризису и прочим – с полным основанием можно добавить проблему раскрытия интеллектуального потенциала человека);
- разносторонний характер деятельности вуза, в силу чего возникает необходимость разработки алгоритмов управления развитием принципиально различных сфер деятельности – научно-исследовательской, образовательной, экспертно-консультативной, административной, хозяйственно-экономической, а также социальной и социально-ориентированной внеучебной (при этом важно учитывать, что они различны по содержанию, но находятся в неразрывной взаимосвязи и системном взаимодействии, что на порядок усложняет задачу).
Наконец, не нужно забывать о том, что, как и любой процесс, процесс развития является управляемым лишь до определенной степени, причем в отношении вуза это проявляется острее, чем для любой иной организации.
В таких условиях необходимой предпосылкой качественно нового развития вуза является прорыв в сфере корпоративной культуры и академической среды высшего учебного заведения.
Идеология «5М»
В 2011 году в учебном заведении начата работа по актуализации системы менеджмента вуза. Это было вызвано процессами преобразования Северо-Западной академии государственной службы в Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Первое, с чего стартовал процесс реформирования, – это объединение всех без исключения сотрудников и обучающихся общей идеей, формирование в умах коллег, студентов и слушателей четкого понимания идеологии дальнейшего развития.
Руководством института на правах лидера процесса реформирования были обозначены пять основополагающих идей, получивших признание как идеология «5М»:
- модернизация – внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду;
- мобилизация – повышение производительности труда;
- мотивация – преодоление сопротивления изменениям;
- мировоззрение – придание нового видения целенаправленным, организованным, осмысленным действиям по развитию института;
- материализация – реализация задуманного на условиях постоянного, ежедневного, непрерывного улучшения.
«Лифт инноваций» для смелых идей
С самого начала была очевидна необходимость свежих идей для улучшения качества работы. А идеи рождаются «внизу» – среди студентов, преподавателей, выпускников, – и им бывает трудно пробиться наверх. Решением проблемы стал так называемый «лифт инноваций», созданный в институте и позволивший напрямую направлять в адрес директора проекты и идеи, минуя все ступени отсева, многочисленные управленческие вертикали. Ведь принять решение о полезности того или иного проекта часто может только первое лицо, руководитель, владеющий в целом всей ситуацией в организации. На сегодняшний день уже получено более 30 интересных проектов, среди них и предложение по улучшению качества преподавания, созданию информационных каналов внутри вуза. Есть инициативы по созданию аутсорсинговой студенческой организации, нацеленной на помощь студентам и выпускникам в трудоустройстве, организации практики и прочие. Еще одна идея связана с формированием инкубатора социальных проектов: наших студентов живо интересует волонтерская работа, у них много предложений – как помочь детским домам, социально незащищенным гражданам. Многие проекты уже близки к реализации.
Видео-блог – еще один мощный инструмент прямого взаимодействия директора института и коллектива. На высшем уровне управления обсуждаются многие проблемы, но не всегда результаты обсуждения, принятые решения корректно доводятся до коллектива. Понимая это, была создана общественная видео-приемная, с помощью которой руководитель института доводит до коллектива основные позиции, и на их основе принимаются наиболее важные для деятельности вуза решения.
Участие студентов необходимо
Отдельным направлением усилий руководства Северо-Западного института Президентской академии является активизация студентов как субъектов академической среды, привлечение их к участию в механизмах обеспечения качества образования. В этой сфере помогают ориентироваться стандарты Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA). На основе стандартов и директив ENQA планируется обеспечить максимально широкое, многоуровневое участие студентов в обеспечении гарантии качества образования в вузе.
Традиционно проблему вовлечения студентов в обеспечение качества образовательного процесса рассматривают в контексте взаимодействия администрации вуза и органов студенческого самоуправления. Такой подход представляется неоправданно узким. В институте исходят из принципиального понимания того, что участие обучающихся в мероприятиях по качеству не должно рассматриваться как нечто внешнее по отношению к учебному процессу, в который вовлечен студент, как некий дополнительный вид общественной работы или нагрузки. Весь комплекс мероприятий по качеству образования, научной и научно-исследовательской деятельности и участие студентов в этих мероприятиях рассматриваются как неотъемлемая часть процесса формирования академической среды и включения в нее учащихся. Активисты органов студенческого самоуправления и студенческих объединений могут быть лидерами, могут выступать процессорами определенных программ и направлений, но задача обеспечения качества может быть решена только на условиях активного вовлечения в мероприятия по качеству максимально большого числа студентов.
Формы такого вовлечения могут быть самые разные. Например, на ряде факультетов вуза организуются студенческие комитеты по качеству, в которых на паритетных началах участвуют и преподаватели, и студенты. Формально юридического статуса такие комитеты пока не имеют (хотя практика все убедительнее доказывает целесообразность нормативной регламентации и формализации их статуса, и соответствующая работа уже ведется), но пользуются полной поддержкой руководства вуза, деканов факультетов.
С недавнего времени широкое распространение получают предметные рабочие группы – по конкретным направлениям подготовки и даже по конкретным дисциплинам. Так, активно работает рабочая группа преподавателей и студентов по вопросам преподавания правовых дисциплин на неюридических направлениях подготовки. Есть опыт подключения студенческих научных обществ к работе в области обеспечения качества учебного процесса. Раз в семестр на большинстве факультетов института проходят совместные заседания студенческих научных обществ и их кураторов, на которых обсуждаются наиболее заметные новинки учебной и научной литературы, сильные и слабые стороны вновь издаваемых учебников, полезные для учебы Интернет-ресурсы. Хотя формально в таких заседаниях должны принимать участие только члены СНО, прикрепленные к соответствующим кафедрам, де-факто двери таких собраний открыты для самого широкого круга студентов и преподавателей. По итогам подобных обсуждений формируются заявки на приобретение соответствующей литературы в фонды библиотеки института.
Важно подчеркнуть, что в этой работе участвуют студенты, не имеющие никакого отношения к органам студенческого самоуправления. И это единственно правильный путь. Это первые шаги в формировании новой академической среды, в которой качество всех процессов в вузе будет не данью формальности, а объективной потребностью. Проще говоря, вопрос о развитии и качестве деятельности института ставится не потому, что этого хочет ректор/директор или нужно соответствовать аккредитационным показателям, а потому, что такая постановка вопроса должна быть востребована средой высшего учебного заведения и, прежде всего, студенческой средой в самом широком смысле.
Только вместе
Какие из рассмотренных в статье механизмов, призванных обеспечить изменение качества академической среды, получат дальнейшее развитие и будут востребованы в системе Президентской академии, покажет время. Но коллектив института убежден в том, что внедрение новых методов и форм взаимодействия администрации вуза, сотрудников, преподавателей и студентов является важнейшим условием эффективности развития российской высшей школы в настоящее время.
Музей Восточно-Европейского Института психоанализа
Музей сновидений Фрейда был открыт 4 ноября 1999 года к столетию выхода в свет книги Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». Музей находится в Санкт-Петербургена Большом проспекте Петроградской стороны, 18а. Основатель музея — Виктор Мазин; художник — Владимир Кустов.
Экспозиция представляет собой «тотальную инсталляцию», рассчитанную на фантазию посетителей музея.
В «Музее» два зала, «вводный» и «сновиденческий», — светлый и тёмный. В первом зале есть двенадцать витрин, посвящённых отдельным эпизодам жизни и деятельности «отца-основателя» психоанализа.
Между первым и вторым залами музея расположены десять самых знаменитых сновидений Фрейда в рисунках Павла Пепперштейна.
Музей является культурно-просветительским и научно-исследовательским центром. В нём регулярно проводятся выставки, лекции, семинары, конференции, кино показы, концерты экспериментальной музыки. Более семи лет по вторникам и пятницам в музее проходят семинары, посвященные творчеству выдающегося французского психоаналитика Жака Лакана. Также в музее регулярно проводятся экскурсии, рассказывающие о жизни Фрейда, основах психоаналитического метода и толковании сновидений.
Музей участвует в различных издательских программах (журнал «Кабинет», серия «Лакановские тетради»).
Северо-Западный институт — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Полное наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Западный институт — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
Вид вуза: институт
Организационно-правовая форма: государственный
Факс: (812) 323-34-57
Лицензия №1138.0000 от 12.04.2011 00:00, действительна бессрочно.
Директор: Шамахов Владимир Александрович
Наличие военной кафедры: Нет
Наличие общежития: Есть
Северо-Западный институт — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации обучает по образовательным программам, указанных в таблице.
Всего образовательных программ: 17 .
ФГОС-2013 | Код ОКСО | Наименование | Уровень образования | Квалификация |
38.03.01 | 080100.62 | Экономика | высшее профессиональное | Бакалавр |
38.04.01 | 080100.68 | Экономика | высшее профессиональное | Магистр экономики |
41.03.04 | 030200.62 | Политология | высшее профессиональное | Бакалавр |
37.03.01 | 030300.62 | Психология | высшее профессиональное | Бакалавр |
080700.62 | Бизнес-информатика | высшее профессиональное | Бакалавр бизнес-информатики | |
41.03.05 | 031900.62 | Международные отношения | высшее профессиональное | Бакалавр |
40.03.01 | 030900.62 | Юриспруденция | высшее профессиональное | Бакалавр |
40.04.01 | 030900.68 | Юриспруденция | высшее профессиональное | Магистр |
030700.68 | Международные отношения | высшее профессиональное | Магистр международных отношений | |
38.03.02 | 080200.62 | Менеджмент | высшее профессиональное | Бакалавр |
38.04.04 | 081100.68 | Государственное и муниципальное управление | высшее профессиональное | Магистр |
38.03.04 | 081100.62 | Государственное и муниципальное управление | высшее профессиональное | Бакалавр |
38.04.03 | 080400.68 | Управление персоналом | высшее профессиональное | Магистр |
39.03.02 | 040400.62 | Социальная работа | высшее профессиональное | Бакалавр |
38.05.02 | 036401.65 | Таможенное дело | высшее профессиональное | Специалист |
42.03.01 | 031600.62 | Реклама и связи с общественностью | высшее профессиональное | Бакалавр |
42.03.02 | 031300.62 | Журналистика | высшее профессиональное | Бакалавр |
Описание учебного заведения Северо-Западный институт — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Одна из главных задач Института — укрепление кадрового и научного потенциала государственной службы и сферы управления . Реализуя уставные цели своей деятельности, Институт занимает лидирующее положение в данной области образования в системе высшей школы России.
Также одним из основных достоинств вуза является и высококвалифицированный состав. Более 80% состава Института — доктора и кандидаты наук. Большое внимание уделяется разработке, освоению и использованию современных образовательных технологий. Именно поэтому девиз института РАНХиГС звучит: «Модернизация — мобилизация — мотивация»